Как продвигать свою игру в Google Play без бюджета?

Как продвигать свою игру в Google Play без бюджета?

В этой статье я расскажу на своём опыте как можно продвигать игру не имея больших денег на раскрутку. Сегодня мы стусовались с ребятами из Dreedy Games

Как продвигать свою игру в Google Play без бюджета?

Они сделали игру USSR Soviet Factory и вот думают, что делать дальше, после того как вы её залили на Google Play.

Они, как и я, попробовали сделать репост в паблике GameDevRu.

Это дало некоторый положительный эффект, но хочется чего-то еще.

Я подумал, и решил им помочь, сделав статью еще и для других людей, кто занимается разработкой игр и кому интересно как продвигать свои игры.

Вначале будет некоторое отступление от темы, которое объяснит откуда я знаю этот вопрос. Чуть дальше уже конкретные рецепты и советы.

Содержание статьи: Бесплатные методы продвижения игры:

  • Мой опыт;
  • 4pda;
  • XDA-Developers Android Forums;
  • reddit;
  • Паблики в соц сетях;
  • YouTube канал;
  • Креативный подход;
  • Естественный трафик google play, название;
  • Оптимизация самой игры. Описание и тест.

Мой опыт

Думая как помочь ребятам, я вспомнил что я в одном из своих видео касался этого вопроса


Это было последнее видео серии где я делал игру типа SimCity. Там была интересная эпопея, я делал игру с нуля и таки сделал. Записывал весь процесс, всё рассказывал.

Хм… Я думал гугл убрал мою игру, но видимо нет. Всё еще она там висит:

  • City Rush

Это был очень интересный опыт, взять и с нуля сделать игру, записать весь процесс и потом выложить её. Такого, на самом деле, на ютубе не так уж и много.
Вообще, я уже давненько не заканчивал игры, но когда-то что-то публиковал:

Статья в блоге

Как видите, почти все игры злой гугль меня заставил убрать, в итоге.

советы разработчику

Еще парочка

Как бесплатно продвигать свою игру

Времена меняются. Игры я выкладывал еще 3 года назад (как время бежит! Ааааа!), тогда ситуация была немного другая. Она была проще. В том плане, что сейчас студий очень много, накруток очень много, они могут быстро скопировать вашу игру и легко её продвинуть в топ за деньги, выше вашей. И весь трафик уйдёт туда.
Следовательно, небольшой бюджет всё таки лучше иметь, а если вы сделали реально хорошую игру, то уж не скупитесь на нормальный бюджет. Бесплатное продвижение это лишь база, полезно для обучения. 
Важно! Перед тем как продвигать игру, поработайте над ней еще.
Выловите все баги, проведите еще несколько тестов, оптимизируйте страницу с игрой в google play на максимум и что очень важно:

Сделайте трейлер-видео для вашей игры! 

Важно! Супер важно! Ролик 1-3 минуты где просто будут скрины (если лучше в статике) и перечисление основных фич вашей игры: её особенностей. Задача — сделать так, что-бы после просмотра видео людям хотелось её скачать.
И эта, рекламу в youtube на такое видео не вешайте пожалуйста. Не тупите. 
Это даст вам еще и подписчиков в ютубе которые будут следить за обновлениями и могут потом скачать другие ваши игры. А от туда можно их направить в ВК, на твиттер или куда угодно, где вы публикуете новости. 
Если у вас нет такого места (своего паблика) — то надо сделать. В идеале, для хорошей игры, делается отдельный сайт с форумом. Но для небольшой игры паблика или вашей темы в reddit будет достаточно. Просто дайте людям возможность общаться, обсуждать, высказывать идеи и предложения. Это очень полезно для игры да и для вас. 

4pda

Это крупнейший сайт в СНГ про мобильные приложения, да и вообще — сайт крут. 
Делайте там анонс, примерно так:

Как сделать анонс своей игры на форуме


Там свои правила публикации, прочитайте всё внимательно. И перед этим — лучше наберите какие-то базовые 20-40 оценок и 100-300 загрузок. (Можно фейковые оценки и ваши друзья + ваши загрузки. Просто ставьте и удаляйте).
Дело в том, что если в теме не будет активности, её могут снести, так что там еще и с фейков тоже можно что-то написать. Я в том случае ничего такого не делал, мне просто повезло и игра понравилась людям. Однако, когда я потом попробовал другую игру, мою тему снесли. 
Что даст публикация вашей игры на 4pda? Даст вам 50-500 загрузок. Может больше, тут зависит от игры. Апайте тему сами, отвечайте на все вопросы. Публикуйте все обновления. 
Там-же встраивается ссылка на google play. Можете там выкладывать apk файл (часто — это требуют), но не бойтесь. Гугл может сам связать как-то даже скачанный таком образом apk и всё будет ок. Сделайте в игре рекорды и ачивки, логин через гугл + (не обязательный) и не ссыте что игру как-бы воруют. 
Это вам не будет в минус. Воровать её будут и так, особенно если хорошая.Эти воры люди вам поставят оценки, раскрутят тему и дадут базовый пинок под зад. 
Лично я с этой игрой про вирус там вообще всех слушал, мне там много чего предлагали и я почти всё сделал и реализовал. Народу нравиться когда вы учитывайте их мнения.
Так-же там я познакомился с другими разработчиками, которые мне помогали с графикой и дали тонну полезных советов. 
Дополнительно: вероятно, что есть еще 5-10 подобных 4pda сайтов, где можно так-же выложить вашу игру. Ищите, выкладывайте везде. 5-10 загрузок с сайта вам будет важно, а это еще и беклинки на вашу игру. Тоже идёт в плюс.

XDA-Developers Android Forums

Он на английском, однако, если у вас игра только на Русском, вы заранее себя обрекаете на очень маленькую аудиторию. Обязательно делайте вашу игру полностью на английском, Русский тоже стоит сделать, но Английский — обязательно.

Я уже не говорю про потенциальные доходы. 

Без англоязычной аудитории шансов заработать у вас практически нет. 

Раньше там, прежде чем создавать тему, нужно было написать несколько сообщений.
Но это не трудно и не долго. Просто оцените чужие игры.

Как пиарить свою игру. Статья в блоге Econ Dude

Эта моя игра, не смотря на примитивную графу — вынос мозга, в плане сложности
Смотрите сколько просмотров моих тем:

Как можно рекламировать свою игру

То, что там мало комментов — это норм
Многое из этого — скачивания.
И это я еще очень слаб в деле анонсов, делал всё не идеально в те времена.

Что нужно написать в анонсе? 

Кратко: О чём ваша игра. Можете просто скопировать что у вас в google play. 
Не стоит вообще всё подробно расписывать и писать много.

Справка должна быть уже в самой игре.Опишите, по пунктам. основные игровые особенности. (features)

Я часто просто перечисляю цифры:

What you can currently do in this game 

— Simple fight mechanic. Build walls, recruit solders, do raids 

— Economy. Extract resources from nearby, produce goods from it 

— Do randomly generated quests and trade deals o boost your king’s glory 

— Manage your king. He can die. Now there are 30 perk which your king can get, most of hem have unique effect 

— Religion/science. Choose a religion you like when you «faith» grows. High faith = bad science 

— 6 different technologies to research 

— Manage funding (medicine, army, health) and budget. Taxes. You can also do simple trade 

— 3 climate zones with different yield for each recourse and unique conditions 

— 2 difficulty levels. 

Два уровня сложности, три климатические зоны, шесть технологий, тридцать перков правителя и т.д.  Пишите кратко, но раскройте все фичи. 
Может кто-то хотел игру, где есть религии? 
А вы эту механику добавили. Расскажите об этом. 

Reddit

Что такое reddit и как с ним работать

Ну примерно… Можете и не так делать
Заметьте, что я вообще сделал. Группа эта про tyccon (игры менеджеры), а не про создание игр. А надо было идти про создание игр. Тем не менее, 29 плюсов. Не так уж и плохо.

Что нужно указать в описании? 

  • Скрины;
  • Ссылка на игру;
  • Видео про игру (трейлер), если есть;
  • Написать про что игра;
  • Поныть что вы нуб, ничего не умеете, что это первая ваша игра и т.д. 

Заголовок прикольный у меня. Не название игры (City Rush), про которое никто ничего не знает, а — «я сделал простенькую игру менеджер«. Я сделал (один человек! уже респект). Простенький (скромность в плюс, иногда) ну и жанр. 
Есть разные подходы. Всё зависит от конкретной игры, от вашего стиля, от ситуации, от площадки где вы рекламируйте. Нужно думать головой. 
Reddit это что-то типа нашего пикабу (точнее наоборот, пикабу это клон реддита просто).Там гигантский трафик, огромный траст и много уважухи. Сайт реально крутой и это отличная возможность пиарить вообще что угодно. Но это надо уметь. Это не легко. 
Однако, никто не мешает вам там сидеть, что-то читать, лайкать, иногда писать, иногда создавать новые темы (редко!), набивать репу. Ну и потом что-то тихонько продвигать.
Но любой чисто ваш уникальный проект продвинуть (рисунок даже, видео и т.п.) это всегда в почёте. Это вам не Пикабу, где минусуют рисунки Вангога.

Паблики в соц сетях

Тут я в принципе всё уже сказал. Ищите все паблики про создание игр, проявляйте активность. Много где можно отправить свои работы.

Так-же вам нужен паш паблик, вашей студии. Общайтесь с другими разработчиками, помогайте друг другу (например это статью я пишу специально для ребят из Dreedy Games, бесплатно. Я помогу им, они, как нибудь, помогут мне). 
Не работайте в одиночку. Сейчас для моей игры мой знакомый мне написал уже 5 уникальных треков. Другой знакомый помог с графикой. Собирайтесь в команды, помогайте чем можете. Например, я знаю что-то про продвижение и помогу с этим как могу.Но в графике и музыке я слаб, вот тут мне пригодиться их помощь. 
Если вы всё делайте сам и без какой-то помощи, всё это будет в разы труднее, дороже и дольше. Я так делал раньше. Так тоже можно сделать что-то хорошее, однако: 

Вместе весело шагать по просторам. По просторам…

Креативный подход к рекламе своей игры

Реклама и маркетинг — это крайне интересная тема. Я этим много занимался, работал даже в этой сфере. Что уж говорить про то, что я сейчас с ума схожу по SEO и продвижению.
Так вот, в рекламе нужна креативность. Что можно придумать? Всё зависит от того сколько наркоты вы закинули от вашей смекалки и смелости. 
Есть такая штука, Бизнес Линч, Артемия Лебедева. У него дизайн студия, крупнейшая в России. Туда дизайнеры могут отправлять свои работы для критики. Критика там самая жестокая, но полезная. 

Ошибки начинающего дизайнера игр? Что мне исправить? 

Могут не принять, но кто знает? Пробуйте! Не попробуешь не узнаешь. И там, конечно-же, прямо на скрине (или даже в игре, что-бы было на всех и любых скринах) пишите название вашей игры. Мелко так, но пишите.
Не надо пихать ссылку на игру напрямую. Делайте красиво
Ну скажут вам: Уася, усё — хуuня

Вас это не волнует. Кому-то может и понравиться. Кто-то вас найдёт, кто-то скачает вашу игру. Кто-то вступит в ваш паблик и т.д. Ну а если вы постарались и сделали всё нормально, то вам там реальные специалисты укажут на ошибки или вообще, даже похвалят.
Это был просто пример. Есть и другие варианты. 

Можете под фейком спрашивать на форумах: 

«а кто играл в [ВАША ИГРА], я не понимаю как там сделать [ЧТО-ТО]». 

Люди попросят дать ссылку — дадите. Еще что-то можно придумать. Подключайте мозги. 

Естественный трафик google play, название

Как google play определят какие игры поместить в набирающие популярность, или от чего зависит ваша позиция по запросу — эти моменты я знаю плохо. Но я дам один пример, который вам может помочь.
Сейчас, я даже удивляюсь, как я в 17 лет такое придумал. Случайно получилось. 
Помните мою игру про вирус? В plague inc наигрался, конечно-же. Так вот, создав игру с названием VIRUS я занял примерно 13-ю позицию в поиске по этому запросу, а по запросу ANTI VIRUS я занял 18-ю позицию. По запросу «анти-вирус» я продвигался, ну не гений-ли?
Люди ищут антивирус — приложение. Ищут часто.
А никто так и не додумался создать игру с названием «вирус».

Грамотное продвижение по запросу. 
Второе. Раньше еще прокатывало, сейчас не знаю. Опять-же, случайно получилось у меня.

Делал игру и называл: Protect the castle

Понимаете? Так игру обычно не называют, это как-бы жанр игр (tower defense) в целом.Но я реально там очень неплохо получал трафика от гугл плей.Правда и минусов тоже нахватал, но не так уж и много.
Если вы называете игру: Clash Royal 

И это ваша новая игра (и мы представим что «супер селл» компании не существует, как и игры clash of clans) то вы получите 0 трафика.
Или допусти вы назовёте игру: fdfdsj32342 — тоже фейл, как вы понимаете.
То-есть, урок: анализируйте естественный трафик и делайте игру с запросом, где уже есть трафик. Паразитируя на нём.
Не обязательно, кстати, ограничивать ваше мышление только играми и только google play.
Допустим, вы сделали игру: «Trump is elected president» и сделали это еще до его победы в выборах. Если он победил, у вас через год — тонна трафика. Главное игру сделать нормальной и реально про Трампа. Тут на самом деле можно неделями сидеть и медитировать над этими вещами, тема очень интересная.
Почему supercell сделали такое название?
Ну конечно-же, они переливают трафик с clash of clans, тут не надо быть гением.
А почему royale? Довольно дурацкое слово. А это так делают многие люди, кто почти наверняка знают, что их контент получит много трафика. Они делают новый хештег или новую тему, им не нужно что-бы новые люди уходили на что-то конкурентное, им нужно набрать как можно быстрее как можно больше людей на уникальные запрос.
Если бы они назвали игру: Clash of Putin (дибильный пример, понимаю), то даже они-бы по трафику Путина-бы не побили. Понимаете?
В итоге, как придумать хорошее название для игры?

Одно слово — пиявка-паразит сосальщик трафика. Другое слово — уникальное, с нулевым трафиком. Хотя вначале можно делать и сразу 2 паразита.
Наш пример: USSR Soviet Factory

Хорошее название? Оно уникальное, это плюс. В выдаче номер один.

Механика работы google play

Но где наша пиявка?

По USSR получилось занять примерно 25-ю поицию Это неплохо. Дальше это будет еще выше. так-как конкуренты слабые. Soviet и Factory тоже надо проанализировать, отдельно.
В итоге — неплохой выбор названия. Очень не дурной. Можете посидеть с google keywords planner и посмотреть англоязычный трафик, по объёмам.

Статья в блоге про разработку игр

Что там еще интересного? На самом деле — ничего, попробуем просто: Soviet Factory
Опять ничего не выдаёт. Это странно.

Попробуем: USSR
Там интересно. Например есть back to ussr — похожий запрос

Конечно-же, это ведь легендарные Битлы! Paul McCartney

Paul McCartney — Back In The USSR (Live — Reprise)
Обожаю эту песню. 

Так вот, в тему паразитирования. Почему-бы в описании игры не начать вот так:

Back to ussr baby! Тут прикол в том, что верное название песни: Back In The USSR, однако, мы можем превратить это в низкочастотник за счёт ошибки. 
Плюс по Back to ussr baby мы можем занять норм позицию. 
Тут мы как-бы еще и пошутили, что у нас плохой советский Английский и привлечём людей, которые тоже сделают эту ошибку ища песню Пола. 
Но можно и не извращаться, а просто начать описание игры с: Back In The USSR Baby!

Оптимизация самой игры

Нужно: Описание, скрины, видео трейлер и т.д.

Надеюсь пример с описанием вам понравился, но подумайте: над чем еще можно попаразитировать? Stalin? Gulag? Gagarin? Да хоть всё и сразу. Пишите:

Back In The USSR Baby!
Stalin? Gulag? Gagarin? You know.
USSR Soviet Factory is a classic clicker full of soviet spirit …

Сейчас там вот так:

Советы по публикации игры в гугл плей

You — the director of a Soviet factory. Your task is to execute the plan given to you by the secretary general. You need to get the most out of your workers! To do this, you need to keep your workers in a tonus and constantly update the factory.

На самом деле тут всё довольно неплохо, но можно добавить начало как я указал выше.

Посмотрите на описание игры Clash Royale

На лидеров не всегда стоит ориентироваться копируя всё как у них, но можно что-то для себя понять. Например, они в описании указали основных воинов в игре (Baby Dragon — уникальное название), указали основные ключевики (arena, Trophies, Crowns, glory, Royale Family (паразит)).
Обязательно укажите жанр игры и не врите про это. Если это кликер — пишите кликер.

Features — можно указать еще. Чем ваша игра интересна, по пунктам. Что в ней особенного?Почему в неё стоит играть? Однако, на самом деле, многие люди принимают решение качать игру или нет по видео трейлеру и по скринам, а не по описанию.
Конечно-же, нужно отдельно всё прописать для Русского и для Английского. 

Обратите внимания на размер игры. Если ваша игра весит например 40 мегабайт, то это огромный минус по сравнению с игрой, которая весит всего 10. Пока люди качают (а мобильный интернет, часто, медленный), они 10 раз могут передумать её скачивать. Сделайте игру как можно меньшего размера. Обычно много весит музыка, звуки и графика. Подумайте как это оптимизировать. 
В самой игре, обязательно (в меню или еще где-то) сделайте кнопку «оценить игру». Прям вот обязательно. Можете дать ссылки на то, где игру можно обсудить. Ваш паблик или reddit, или на все места, но не нужно больше 3-5 ссылок. 
Как делать геймплей — эта тема отдельная и вообще другая. Единственное что можно сказать, посмотрите на игру глазами человека, который её никогда не видел.
Легко-ли её освоить? Всё-ли интуитивно? Интересно играть 30 минут? 1 час? Неделю?Как сделать что-бы в неё играли дольше? Как сделать что-бы её был смысл пойти и где-то  её обсуждать? Может стоит поместить туда секреты или что-то еще? 
Какие социальные моменты добавить? Их нужно много.

Тест

Прежде чем пиарить вашу игру, протестируйте её многократно

Раздражающие ошибки

Тестируйте долго, упорно и со всех сторон. Как она выглядит на телефонах и планшетах? Идёт ли на старых устройствах. Не дай бог есть какие-то крупные баги. 
У вас только один шанс опубликовать анонс на таких площадках как 4pda, нельзя выкладывать там сырую игру. Первое впечатление очень важно — так-что поиграйте в вашу игру как минимум месяц. 
Пусть все ваши друзья в неё поиграют, протестируют. 
Не думайте что мол:»Я выложу как есть, лишь-бы побыстрее, а баги потом поправим«.Если в вашем анонсе люди напишут о багах (не дай бог первые человек 5-10) то всё.Считай вы запороли площадку. Поэтому — начинайте с малых площадок.
После каждого такой — правьте все баги, выпускайте новую версию (люди когда обновляют, это считается новой установкой) и только когда вы уже точно выловили все баги — идите на крупные площадки. 
Не бойтесь задержать игру на месяц другой. В конечном итоге — качественная игра делает пиар сама себе и люди просто будут рассказывать друзьям про неё. 
А вот плохую игру сколько не пиарь, эффект может быть нулевым. 
Ну вот и всё.

Всем удачи! 

Ресурсы ?

Программы для создания UI:

Готовые UI для своей игры

Концепции UI:

UI для своей игры

Страницы с ассетами:

Для вдохновения: